ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ

ГБУЗ НПЦ им. Соловьева ДЗМ

 

 

 

Программа послевузовского

профессионального образования

 

ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ВРАЧЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  Г.МОСКВЫ

 

2016 Актуальность проблемы:  Медицинская деятельность характеризуется высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия поэтому навыки общения медицинского персонала всех уровней составляют один из важнейших аспектов качества оказываемой медицинской помощи и конкурентоспособности медицинского учреждения. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, медики должны уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.

С цельювыработки навыков стрессоустойчивости, копинг-стратегий и техник совладания в конфликтных ситуациях, а также профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников разного уровня ГБУЗ НПЦ психоневрологии ДЗМ подготовил программу профессиональных тренингов для врачей, медицинских сестер, а также младшего медицинского и немедицинского персонала больниц, поликлиник и других учреждений системы Департамента здравоохранения города Москвы. В ходе данных тренингов сотрудники получат возможность проанализировать собственные паттерны общения с больными, овладеют методиками самоанализа и саморегуляции, научатся конструктивно и корректно выходить из конфликтных ситуаций.

Эффективность профессионального (делового) общения медицинского работника обеспечивает его коммуникативная компетентность. Это понятие подразумевает владение коммуникативными умениями и навыками обеспечивающими управление ходом процесса общения, способность к необходимому воздействию на партнеров по общению, умение «читать» невербальный язык коммуникации. Важнейшим элементом успешной коммуникации является также способность к общению в ситуации возражений и замечаний, в конфликтных ситуациях, знакомство со стратегиями их разрешения. Для развития эффективного общения желательно также и наличие определенных психологических знаний, например о типах личности, способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типов темперамента или поведенческие особенности пациентов в зависимости от заболевания. Для специалистов сферы здравоохранения важно также владение собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.

Эффективным способом повышения коммуникативной компетенции персонала, направленным на совершенствование навыков делового общения является проведение активного социально-психологического обучения в форме специально организованных, учитывающих особенности и специфику врачебной деятельности,  тренинговых занятий – тренингов коммуникативной компетенции.

Из всех форм обучения социально-психологический тренинг является максимально гибкой, вариативной и интерактивной формой. На первых этапах работы за счет направленного сфокусированного наблюдения, включения диагностических элементов и получения активной обратной связи от членов обучающейся группы, а также  учитывая ее целевой состав, тренеры производят общую оценку готовности группы к обучению, общий уровень ее социальной и коммуникативной компетентности, интеллектуальные ресурсы, степень эмоционального выгорания и стрессоустойчивость. В зависимости от этой оценки, варьируется форма представления теоретического материла, а также особенности подбора практических упражнений. Наблюдение, оценка и коррекция проводятся тренерами на протяжении всего хода обучения.

Цели тренингового обучения:  Тренинги коммуникативной компетенции будут способствовать овладению медицинскими работниками специальными навыками делового общения, повышению эффективности их коммуникаций, обучению способам поведения в ситуациях затрудненного профессионального общения.

Задачи тренингового обучения: В ходе тренинговых занятий решаются следующие задачи:

  1. Совершенствование базовых (как вербальных, так и невербальных) навыков общения:
  • Обучение и развитие навыков коммуникативной сенситивности (способность точно воспринимать и прогнозировать чувства, мысли и поведение другого человека)
  • Развитие умений вести как вербальный и невербальный обмен информацией, вырабатывать тактику и стратегию взаимодействия с партнером и воздействия на него
  • Формирование умений идентифицировать себя с собеседником и развитие способности к эмпатии, развитие понимания того, как сам субъект воспринимается партнером по общению
  1. Обучение конструктивным способам поведения в ситуациях затрудненного или конфликтного общения:
  • Осознание причин затрудненного или конфликтного поведения, формирование представлений о себе и о «другом» как равных субъектах в его детерминации
  • Коррекцию стереотипов восприятия и обучение преодолению коммуникативных барьеров
  • Обучение способам предупреждения и преодоления конфликтов
  • Информирование об особенностях контакта с пациентами с различными заболеваниями и выраженными особенностями характера и поведения.
  1. Формирование навыков управления собственным эмоциональным состоянием при общении с «трудным», раздражительным, агрессивным пациентом:
  • Обучение разрядке отрицательных эмоций и техникам самоуспокоения
  • Овладение техниками способствующими повышению психологической устойчивости и восстановлению психологических и физических ресурсов
  • Профилактика профессионального эмоционального выгорания

 

Рабочая программа активного социально-психологического обучающего тренинга профессионального общения для медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений г. Москвы

  1. Тренинг базовых коммуникативных умений.
    • Общие социально-психологические представления о феномене общения. Виды общения. Компоненты структуры общения (перцепция, коммуникация, интеракция).
    • Представление о коммуникативных компетенциях человека – психотехнической, экспрессивной, межличностной. Вербальное и невербальное общение. Группы межличностных отношений.
    • Социальная перцепция. Общие особенности познания человека человеком. Восприятие и понимание эмоционального состояния, умение слушать, наблюдательская сенситивность.
    • Стереотипы, ошибки и барьеры межличностного восприятия.
    • Идентификация и эмпатия как процессы межличностного познания.
  2. Понятие о затрудненном общении и его причинах.
    • Личность и затрудненное общение.
    • Кинетико-проксемическое поведение субъекта затрудненного общения – визуальный контакт, позы, экспрессия лица, проксемика, ольфакторные компоненты.
    • Принципы выхода из ситуаций затрудненного общения.
  3. Особенности интеракции и поведения личности при различных заболеваниях.
  4. Акцентуации характера и коммуникация.
  5. Психология конфликта.
    • Социально-психологические представления о конфликте. Содержание понятия конфликта.
    • Психологические подходы к изучению конфликтов – интрапсихическая интерпретация, ситуационные подходы, когнитивистские подходы. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
    • Виды конфликтов.
    • Структурные и динамические характеристики конфликта.
    • Возникновение конфликта, конфликтогены. 
    • Восприятие и определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации как конфликтной - объективные, групповые и персональные.
    • Выбор стратегии реагирования в конфликте. Реакции личности на конфликт - уход, борьба, диалог.
    • Конфликтное взаимодействие. Анализ конфликта. Мотивы и цели участников. Оценка ресурсов конфликтующих сторон.
    • Стратегии и тактики взаимодействия. Виды взаимодействия. Техники «борьбы». Приемы конструктивного взаимодействия.
    • Регуляторы взаимодействия. Сиуационный контекст. Психологические ориентации участников. Социально-перцептивные регуляторы.
    • Нормативные регуляторы. Нормативное обоснование своей позиции и поведения. Критерии справедливости-несправедливости. Культурные и этические нормы.\
    • Модели развития конфликта.
    • Разрешение конфликтов. Основные понятия управления конфликтами. Профилактика конфликтности, конструктивное и деструктивное развитие конфликтов, факторы управляемости.
    • Способы урегулирования конфликтов. Силовые методы. Переговоры. Способы ведения переговоров.
    • Участие третьей стороны в разрешении конфликтов.
    • Ассертивность. Ассертивная защита своих прав. Ассертивныйотказ.
  6. Понятие эмоционального выгорания специалистов, причины феномена и способы профилактики. Профессиональные деформации, риски развития, профилактика возникновения.
  7. Управление эмоциями.
    • Изучение разрушающих переживаний.
    • Управление состоянием через изменение поведения. Изменение эмоционального последействия ситуаций.
    • Разрядка отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Медитативные техники.
    • Управление эмоциональным состоянием при контакте с раздражительным, нервным, агрессивным пациентом. Готовность разрешить конфликт.